1-ый ж/д вокзал Столицы сооружен в конце 1840-х годов по плану известного российского конструктора Константина Тона. Перемещение поездов по Петербургско-Московской стальной проезжей части не закрыто 1 ноября 1851 года.
Главная доля вокзала была решена в ленинградский вокзал москва русско-византийском манере, как и иные строительства К. Тона – Оружейная палата, Большущий Кремлёвский дворец, святилище Христа Спасателя и др. Вокзал содержит совместные подробности с постройками Петербургско-Московской стальной дороги, формируя с ними единственный строительный комплекс.
Вокзал считался тупиковым, на Каланчёвскую площадь выходил его центральный объём, за коим размещались пути и платформы для прибытия и отправления поездов, перекрытые железным дебаркадером. Со стороны Каланчёвской площади сверхсовременный для собственного времени дебаркадер был укрыт фасадом вокзала. Двуэтажная центральная доля заканчивалась башней с на протяжении нескольких часовчасами, выполненной по мотивам западноевропейских ратуш и башни Городской Мысли в Петербурге. В центральной части вокзала пребывали залы ожидания, а вдоль стезей были находятся залы для пассажиров 1-го, 2-го и 3-го класса, багажные филиалы, здания для императорской фамилии. Перед отправлением поезда давались 3 сигнала звонками: 1-ый сигнал призывал пассажиров взять в долг собственные пространства, 2 докладывал об завершении посадки, 3-ий считался сигналом к отправлению поезда.
В 1855 году вокзал совместно с стальной проезжей частью получил заглавие Николаевского в честь правителя Николая I, по заключению которого была построена стальная проезжая часть меж С-Петербургом и Столицей.
Все большие конфигурации, происходившие с другими вокзалами в XIX и 1 половине ХХ века, Николаевский вокзал не затронули, были изготовлены лишь только маленькие перепланировки и реконструкции. Исключением стало лишь только заглавие: с 1923 года вокзал стал Октябрьским, с 1937 – Ленинградским.
В 1974 году вокзал в первый раз был нешуточно реконструирован. На пространстве дебаркадера был замечен большущий зал для пассажиров, построены свежие кассовые залы и иные здания. Без перемен осталась лишь только доля строения, выходящая на Каланчёвскую площадь.