Из истории уфологии становится ясно, что с углублением познаний и накоплением опыта изучения контактов человека с проявлениями пока не известной природы, связанными с НЛО, возрастает важность осознания психологического аспекта.
Из истории уфологии становится ясно, что с углублением познаний и накоплением опыта изучения контактов человека с проявлениями пока не известной природы, связанными с НЛО, возрастает важность осознания психологического аспекта.
Первые из опубликованных работ по уфологии принадлежат США, явившись следствием «тарелочного» бума, начавшегося в 1947 году. В них прослеживается субъективный анализ феномена, описание встреч с инопланетянами и наблюдений неопознанных летающих объектов. Многие истории впоследствии оказываются умелыми фальсификациями. Массовая заинтересованность социума, связанная с поиском чудес и отдушины в кризисные времена, обеспечила веру в фантастические истории. В итоге тема практически дискредитируется как сплошные выдумки. В то же время зарождается идея того, что «инопланетная гипотеза» единственно правильная.
Начиная с середины шестидесятых годов, в США и СССР начинают параллельно развиваться серьезные исследования НЛО. Западные специалисты обращают внимание на реальность феномена и ищут научные объяснения(1). Изучение проводится и на правительственном уровне. В Советах на энтузиазме отдельных исследователей проводятся опросы очевидцев, экспедиции, читаются лекции, на официальном уровне феномен рассматривается с позиции буржуазного проявления западной культуры(2), при этом ссылка идет чаще на позицию Д. Мензела(3).
Свой творческий потенциал на исследование НЛО направил и К. Юнг. В своей работе(4) он приходит к выводу, что истории о НЛО являются скорее яркими снами, чем реальностью, и дает обоснование глубинным причинам возникновения контактов.
Присутствуют спады и пики исследований, связанные как с политической ситуацией, так и с самой регулярностью проявления НЛО. К началу девяностых годов советские уфологи активно анализируют психологические последствия наблюдений неопознанных летающих объектов, психическое состояние и его отклонения контактировавших с «пилотами» НЛО. В это же время в газетах, наряду с сообщениями о НЛО, все чаще фигурируют заметки об опасности вступления в контакт по воле наблюдателя, совершения действий, несущих скрытую или намеренную угрозу, даются рекомендации(5).
Примечательны попытки выделить психологический аспект взаимодействия с НЛО в отдельное направление Уфоцентром(6), расположенным в Москве во главе с Ажажей В.Г. Контакты с НЛО и инопланетянами превращаются в газетные факты, ввиду восприимчивости советских людей и веры средствам массовой информации как раз в период развала СССР и падения железного занавеса.
Воздействие НЛО на физическом уровне на наблюдателей, а также на животных, растительность, почву, технику и др. описаны, к примеру, с использованием западных и советских публикаций Г. Колчиным(7).
С целью раскрытия опасностей, таящихся в контактах с НЛО и гипотетическими пришельцами, изучения возможностей феномена НЛО, проверки свидетелей и оценки реальных масштабов взаимодействия человека и непознанного на данном этапе развития уфологии как науки, принципиально важно изучение психологического аспекта. О том, что человеческое сознание отвергает существование НЛО — от отдельной личности (контактера) до целых социальных институтов, — писал еще уфолог В. Вилинбахов(8).
Контакт с неизвестным
Принятая невозможность существования феномена НЛО является следствием отсутствующего объяснения с физической точки зрения целого ряда явлений, таких как огромные скорость, ускорения и перегрузки НЛО, способность исчезать и появляться, менять свою форму и т.д. Согласно теории американского уфолога Джона Киля, НЛО сопутствует человечеству с древнейших времен, является частью его культуры и будет непознанным и необъясненным феноменом, как и время, сознание и др. Существа из параллельного мира исследуют наше общество, а не мы изучаем НЛО. Пришельцы подстраиваются под нашу психологию, подбирают различный камуфляж. Кажущееся отсутствие логики уфо-феноменов указывает на то, что мы имеем дело лишь с верхушкой айсберга, с небольшой, видимой нам частью чужой деятельности и чужого присутствия(9).
Необходимой ступенью познания любого явления есть познание исследователем самого себя, осознание факта воздействия на исследуемое явление самим лишь его наблюдением. С этой позиции снова важно сделать вывод о необходимости раскрытия психологического взаимодействия личности и необъяснимых явлений.
Психологическое обоснование синдрома отторжения
Термин синдром в психологии ссылается на совокупность некоторого количества симптомов, особенностей, явлений, которые часто происходят вместе, таким образом, что присутствие одной особенности говорит о присутствии остальных.
Понятие отторжения представляет собой обостренную форму неприятия. Это не только чувство недовольства чем-либо, но и невозможность иметь с данным явлением что бы то ни было общее. Представления и ожидания, связанные с собственным бытием и поведением, приходят в противоречие с реальностью.
Таким образом, синдром отторжения присутствует в природе человека, и его можно рассматривать как защитный механизм.
Чисто технически можно сказать, что если человек, психологический портрет которого известен, столкнулся в реальной жизни с аномальным явлением, дальнейший сценарий можно предугадать. Склонный к анализу человек попытается найти объяснение явления и, не найдя рационального, заменит для себя его на любое. В противном случае он получит нервное расстройство. В некоторой степени легкомысленный человек может даже рассказывать байку другим, вскоре ее забудет и не будет придавать прожитому значения.
С другой стороны, если человек отвергает существование НЛО, то чаще, будучи неосведомленным, никогда не попытается проявить интерес и разобраться, считая для себя этот вопрос решенным.
Если выделить из множества гипотез природы НЛО те, которые признают его разумное происхождение, то, в теории, визуальные контакты с неопознанными объектами, телепатические и непосредственные контакты с пришельцами происходят по воле последних.
В одних историях о похищениях фигурируют грубое отношение, отсутствие гуманности, бездушие со стороны похитителей. Людей в НЛО затягивают силой и совершают действия против воли человека(10). В итоге контактеры никогда не стремились иметь выгоду из своих приключений, в большинстве случаев опасались разглашения. В других же рассказах прежде фигурируют дружелюбное приглашение побывать на НЛО, контакт совершается с согласия человека, который испытывает интерес. Здесь присутствуют элементы воздействия на сознание и подсознание, контроля эмоционального состояния.
Перед контактом человек чаще всего «готов» — в ряде случаев отмечалось ожидание важного события, ощущение чужого присутствия, ряд явлений типа наэлектризованности воздуха, полтергейста, человеку могут навязываться мысли и действия. Это можно объяснить тем, что проводится предварительная оценка человека и его потенциальных возможностей восприятия в случае выбора его для контакта.
Можно выделить и другие признаки предконтактного воздействия:
— в сознании звучит чужая мысль, или появляются навязчивые идеи;
— внезапное пробуждение без видимой причины;
— обострение сознания;
— дискомфорт, подавленность, беспокойство;
— пропадает ощущение тепла или холода;
— конечности наливаются тяжестью, перестают повиноваться;
— внезапно пропадают все звуки;
— внезапная волна страха различной интенсивности — от неприятного предчувствия до панического ужаса.
Многие контактеры, поведав свою историю, жалеют об этом. Изначально у многих появляется мысль, что им никто не поверит. Разговоры о пришельцах у психиатров считаются бредом, от которого необходимо лечить. Поэтому контактер, зная ситуацию, предпочтет помалкивать, оставаясь наедине со своими переживаниями и стрессом. Избавиться от шумной известности после раскрытия личности и огласки произошедшего никак не удается(11). Социум к таким людям, даже после признания их здоровыми в ходе унизительной проверки у психиатров, продолжает относиться с недоверием, опаской, презрением. Известны случаи увольнений на почве контактерства и гонений по службе(12). Ситуацию не улучшает и гласность в уфологии — раньше контактера посчитали бы сумасшедшим, а сейчас поднимают на смех. Кроме самоубежденности и веры, в качестве доказательств состоявшегося контакта никаких других аргументов в подавляющем большинстве случаев не имеется. Последнее, в свою очередь, вызывает резонный скепсис.
У контактера может наступить полная или частичная потеря воспоминания о произошедшем. Теряются детали, последовательность событий, выпадают элементы, полученная информация, забывается сам факт состоявшегося контакта. Синдром отторжения превращает событие в расплывчатое сновидение.
Явление отторжения тягостных воспоминаний известно психологии. Природный инстинкт индивида путем блокировки негативного опыта сохраняет психику, чтобы избежать ее травмирования. Память о неприятном, повинуясь защитной функции мозга, вытесняется в бессознательную область. В дальнейшем о ее наличии могут говорить беспричинные неврозы, страхи.
Когда человек начинает забывать нежелательные переживания или воспоминания, забываются и сопутствующие события. Может возникнуть проблема применения жизненного опыта в случае его блокировки как негативного. Страх выполняет защитную функцию и является временным состоянием, активизирует организм в случае опасности. В иных случаях может привести к замедлению мышления, сделать человека неподвижным. Длительное воздействие страха угнетает тонус организма и негативно влияет на психику.
Случающиеся в жизни тяжелые события проходят, и человек доверяет этому опыту. При вхождении в привычную зону комфорта он принимает все усилия, чтобы остаться в ней. Негативные воспоминания, нарушающие баланс, отвергаются сознанием.
Страх может появиться неожиданно без видимой причины и способен нанести вред человеку. Гипотетические пилоты НЛО в части случаев намеренно подавляют страх контактера, наблюдателя НЛО или похищаемого. Когда страх пропадает, наступает спокойствие, может появиться интерес к ситуации. Такое состояние восприятия можно сравнить со сном, когда спящего совсем не удивляют самые фантастические образы и события.
Социальный синдром отторжения
Перенося фактор отторжения на социум, имеем картину — людям не нужны шокирующие истины, они их не воспринимают, из-за чего объективная реальность НЛО скрыта от них. Непонятые явления просто не замечаются, замещаются ложными объяснениями, вытекающими из узкого познавательного стереотипа и ограниченного научного познания.
Человек, знакомящийся с материалами по уфологии, вследствие синдрома может не воспринять имеющуюся информацию объективно, будет бессознательно пытаться блокировать ее из-за того, что не в силах объяснить ее с применением логики и рационального опыта. Отсутствие желаемых вещественных доказательств реальности НЛО становится притянутой причиной неверия в существование феномена и неприемлемости темы на серьезном уровне. Выходит, что непризнание ограниченности способности человека познавать приводит к внутреннему противоречию — мы открыты для новых знаний о Вселенной, готовы их добывать тяжелым трудом, и, в то же время, игнорируем целый ряд явлений непознанной природы.
Таким образом, информация о НЛО отвергается, несмотря на большое количество сообщений очевидцев, глобальную картину феномена, саму вероятность существования НЛО. Возможность манипуляций с телом и сознанием человека против его воли противоречит чувству безопасности, когда окружающий мир упорядочен, понятен и не хранит неразрешимых загадок.
Колоссальный объем дезинформации и ложных данных угнетает интерес человека — его уже практически нечем удивить. Ценность данных, поступающих из СМИ, теряется.
Странные события фигурируют в человеческой истории, однако упорно игнорируются наукой. По причине того, что проблема НЛО не особо раскрывает себя как техническая или инопланетная, важен философско-психологический аспект уфологии, как и изучение взаимодействия человека и непознанного.
Кто нужен уфологии? Те, кто отказался от грубого рационалистического подхода и старых догм, не закрывает глаза на очевидные явления, касающиеся существования феномена НЛО.
Сознание людей постепенно привыкает и приучается к мысли о присутствии иного разума, преодолевает синдром отторжения, которому уже давно не подвержены настоящие уфологи, готовые всегда познавать, пусть и шокирующую, но истину. Хочется верить, что нас ожидает новое качественное состояние мышления в отношении НЛО.
Примечания
1. A. Hynek The UFO experience. A scientific inquiry — London, Corgi Books, 1979.
2. Мустель Э., Мартынов Д., Лешковцев В. Снова «летающие тарелки»? — Правда, 29 февраля 1968 г.
Погоня за неопознанными предметами — За рубежом, № 15, 1974 г.
Почти все о «летающих тарелках» — Литературная газета, № 28, 1978 г.
3. Мензел Д. О «летающих тарелках» — М., Издательство иностранной литературы, 1962 г.
4. Юнг К. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в мире -М., Наука, 1993 г.
5. Абросимов А. Пришельцы выходят из летающих тарелок, но встреча с ними нежелательна — Дайджест, № 20, 1990 г.
6. Ажажа В. НЛО: психофизический аспект- М., Уфоцентр, 1991 г.
7. Колчин Г. НЛО. Факты и документы — Л., Географическое общество СССР, 1991 г.
8. Вилинбахов В. ВЦ, контакт и «эффект отторжения» — Труды семнадцатых чтений К.Э Циолковского. Секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса» — М., 1983 г.
9. Килль Дж. НЛО: операция «Троянский конь» — СПб., Интерстартсервис, 1992 г.
10. Мороз Ф. Григорій Керносенко: «Не знаю, що воно було — рай чи пекло» — Україна, № 13, 1990 р.
11. Тур В. Осторожно: инопланетяне! — Социалистическая индустрия, 25 июля 1989 г.
12. Давыдов В. Инопланетяне, говоришь… — Труд, 25 апреля 1991 г.
Автор текста Андрей Власов Источник информации Украина Аномальная