Дабы что-то найти, надо хотя бы в общих чертах представлять, как это «что-то» выглядит. Каков же он, дракон? То ли змей, то ли ящер, извергает пламя, размером велик. В отдельных случаях многоголов. Летает (иногда лишен этой способности, но крыльями, как правило, не обделен). Цвета может быть практически любого: во многих легендах фигурируют красные, черные, зеленые, золотые драконы.
Дабы что-то найти, надо хотя бы в общих чертах представлять, как это «что-то» выглядит. Каков же он, дракон? То ли змей, то ли ящер, извергает пламя, размером велик. В отдельных случаях многоголов. Летает (иногда лишен этой способности, но крыльями, как правило, не обделен). Цвета может быть практически любого: во многих легендах фигурируют красные, черные, зеленые, золотые драконы.
По одной из версий, цвет дракона зависел от его настроения и состояния – легендарные рептилии могли перекрашиваться по своей инициативе и прихоти. Впрочем, некоторые знатоки придерживаются иного мнения: цвет дракона зависел от среды обитания. Те, кто селился в пещерах или ущельях, становились темными, почти черными; драконы-летуны предпочитали более светлые оттенки. А может, цветом определялась принадлежность дракона к тому или иному клану или расе (как у нас, людей)?
Сокровища видимые и невидимые
Драконья жемчужина
Однако оставим на время гипотезы и вновь вернемся к легендам. То, что одним из важнейших драконьих занятий было сохранение кладов, известно всякому. Но не каждый знает, что, подремывая на груде золота, главное сокровище дракон держал при себе: в защечном мешочке или в складках кожи под подбородком. То была драконья жемчужина – сокровище редкое, мало кем виданное, и тем не менее, являвшееся предметом всеобщего вожделения. Мифы гласят, что была она необычайно крупной и излучала никогда не угасающий свет, такой яркий, что одной жемчужины хватило бы, чтобы осветить дом с множеством комнат.
Особенно же ценны эти жемчужины были тем, что давали своему обладателю власть и отменное здоровье, мало того: к чему бы он ни прикоснулся магической жемчужиной, все начинало бурно расти и приумножаться.
Убить дракона
Неудивительно, что драконы (если они существовали) стали объектом настоящей охоты. Во всяком случае, древнекитайские медицинские справочники пестрят рецептами различных снадобий, в состав которых входят те или иные драконьи фрагменты! Растертые в порошок кости, особенно позвонки, применялись для лечения желчных камней, детской лихорадки, паралича ног и различных болезней беременных женщин. Зубы шли нарасхват душевнобольными и страдающими головной болью, мозг и печень рекомендовались при дизентерии.
Здоровым и бодрым также было чем поживиться за счет несчастного создания. Драконья кожа, по утверждению многих, светилась в темноте, а жир горел так ярко, что свет был виден за сотни километров. Мудрецы заверяли, что, коснувшись земли, драконья кровь превращается в драгоценный янтарь. Слюна драконов использовалась в качестве основы для редчайших духов и самых стойких красок.
Рассказывали, что один из императоров династии Сун изготовил из слюны пурпурного дракона чернила, а оными – на табличках из нефрита, золота и хрусталя – начертал имена наиболее ценимых им министров и мудрецов. И чтобы всегда иметь под рукой запас чудесных чернил, поселил дракона прямо во дворце, обеспечив и бесперебойную поставку драгоценной слюны: чешуйчатому гурману регулярно показывали блюда с жареными ласточками, любимым лакомством драконов, отчего у пленника начиналось бурное слюноотделение (наверно, временами и угощали, поддерживая его в тонусе).
Куда, куда вы удалились?..
В свете изложенного вопрос, куда подевались драконы, полагаем решенным. С одной стороны, потрудились китайские лекари, с другой – охочие до сокровищ европейцы. Кроме того, не следует забывать, что по расчетам ученых, все найденные археологами останки былой фауны отражают лишь один процент реально существовавшей картины – остальное утрачено в силу естественных процессов и разных катаклизмов.
Нелишне вспомнить и о существовании животных, которые, предчувствуя смерть, уходят в определенное место (таковы слоны: всем известны их знаменитые кладбища). Некоторые птицы в сходных обстоятельствах улетают от берега, дабы проститься с жизнью над бескрайней водной гладью, оттого тела их падают в глубину озер и морей. А может, и драконы – создания по большей части летающие – занедужив, отправлялись к далекому горизонту: так сказать, помер – и концы в воду. Поди его потом сыщи!
Покойник был натурой сложной и противоречивой
Следует отметить, что, помимо потребительского, у человечества с драконами сложились и другие отношения. И у разных этнических сообществ они оказались весьма несхожи. Так, у евреев дракон (змей) считается символом запустения; обитателем пустынь; в шумеро-семитской мифологии это «супостат», воплощение зла.
Христианство видит в драконе дьявола, искусителя, врага Божьего; он представляет смерть, тьму, язычество и ересь. В Ветхом Завете «обиталище драконов» ассоциируется с «сенью смертной» (Псалмы, 44:19) и пучинами водными. Победители драконов предстают триумфаторами, одержавшими верх над силами зла и ереси. Архангел Михаил, повергающий дракона, являет победу солнца над тьмой, что в христианстве трансформировалось в версию о поражении Сатаны. У египтян дракон является эмблемой Озириса, бога мертвых. Другого дракона – Повелителя тьмы и хаоса Апопа, каждое утро повергает Бог-Солнце Ра.
В греко-римской культуре Геракл прославился как победитель многоголовой Гидры (чем не дракониха?!). Иногда драконов изображают впряженными в колесницу богини плодородия Цереры.
Китайская точка зрения на дракона резко противоположна предшествующим. Именно дракон принес в Китай искусство, ремесла и письменность. Они, мудрые драконы, посланцы, а иногда соперники богов, стали авторами первых законов. В индуизме дракон — сила явленная, слово произнесенное, атрибут Сомы и Варуны. У японцев дракон с тремя когтями на лапах представляет Микадо, императорскую и духовную власть. На Дальнем Востоке он символизирует сверхъестественную силу, скрытое знание, силу вод, несущих жизнь. Это эмблема императора, Сына Неба.
Особо следует сказать о «Крылатом Змее» Кецалькоатле – одном из трех главных божеств индейцев Центральной Америки. Он – создатель человека, владыка стихий, покровитель жрецов, культуры и искусства. Именно Кецалькоатль принес людям маис – основу земледелия. Он же научил людей отыскивать и обрабатывать золото и драгоценные камни, строить, следить за движением звезд, а также самолично создал календарь.
Смотрите, кто пришел!
Большинство мифов говорит о влиянии драконов на мир. Или даже о сотворении ими этого мира. А то, что отношение к драконам так неоднозначно, может свидетельствовать о том, что драконы были существами разумными, ибо только развитая культура имеет понятие о морали и способна породить как «добрых», так и «злых» своих представителей.
Интересно время «появления» драконов в культуре. В эпоху палеолита их изображения отсутствуют, но в мезолите (около 12 тысяч лет назад) – появляются, причем, одновременно по всей планете и у всех народов. У основателей древних цивилизаций (египтян, шумеров, китайцев, индусов, ацтеков, майя), у народов Крайнего Севера и австралийских аборигенов в изобразительном искусстве дракон становится одним из главных героев. Этот взлет творчества можно объяснить лишь одним: Земля имела контакт с рептоидной инопланетной расой. И довольно плодотворный: в легендах Китая и индейцев Центральной Америки фигурируют драконы, передающие людям обширные знания по многим дисциплинам.
Большая перемена
Вероятно, большинство читателей видели фильм «Вскрытие инопланетянина», показанный как-то по телевидению в программе «НЛО: необъявленный визит». Демонстрировали анатомическое вскрытие трупа, внешне похожего на человеческий. Однако покойник обладал и характерными биологическими признаками рептилий: третьим веком (на глазах у инопланетянина была черная пленка), отсутствием пупка и молочных желез.
Можно предположить, что, подобно человеку, начавшему эволюцию с обезьяноподобной формы, «раса» драконов поначалу имела более звероподобный облик (описанный в легендах), а в последней стадии приняла «гуманоидный» вид.
Во всяком случае, если принять эту гипотезу в качестве рабочей, отрешиться от сугубо сказочного воззрения на змеев-горынычей, картина нашей большой вселенной станет гораздо шире, приумножится еще одним разумным видом – драконьим. И нам еще не раз придется горько всплакнуть над тем, кто рожден был летать, имел горячее сердце и пламенное дыхание, говорил на трех языках, а убит был Иваном-дураком…
А может, не всех еще переубивали?
Дмитрий НАУМОВ
Оракул № 7, 2007 г.