В городских легендах люди оказались интереснее монстров

В городских легендах люди оказались интереснее монстров
Психологи Даремского университета (Великобритания) выяснили, что человеческий мозг лучше всего запоминает не опасное и сверхъестественное в городских легендах, а информацию, связанную с человеческими взаимоотношениями. О своих открытиях ученые рассказали на страницах журнала British Journal of Psychology.
В городских легендах люди оказались интереснее монстров
Психологи Даремского университета (Великобритания) выяснили, что человеческий мозг лучше всего запоминает не опасное и сверхъестественное в городских легендах, а информацию, связанную с человеческими взаимоотношениями. О своих открытиях ученые рассказали на страницах журнала British Journal of Psychology.

Городские легенды — это байки о якобы реальных событиях, сказки-страшилки современного общества. Хрестоматийные примеры этого жанра — рассказы о крокодилах в канализации, кошках, погибших в СВЧ-печи, похищениях спецслужбами людей для опытов. Они распространяются по «сарафанному радио», по электронной почте, в перепостах записей в Facebook, а некоторые даже попадают в СМИ. Одни городские легенды являют собой переделки древних сказочных сюжетов («Кровавая Мэри», «черный дембель»), иные же порождены страхами техногенной цивилизации.

По мнению Джозефа Стабберсфилда (Joseph Stubbersfield), при восприятии реальности человек обращает особое внимание на информацию двух типов: ту, что пригодится ему для выживания в сложной ситуации, и ту, что касается отношений с другими людьми (родственниками, друзьями, врагами). В ходе эволюции предки человека выжили не только благодаря адекватным действиям в опасной природной среде, но и с помощью сложных социальных отношений внутри популяции. Если эта гипотеза верна, то мозг человека «выбирает» истории с такой информацией, даже если те не отражают реальность.

Участникам исследования (60 человек в возрасте 18-52 лет) дали большой список городских легенд и предложили сыграть в «испорченный телефон». Респонденты должны были выбрать (по названию) несколько самых интересных им сюжетов, прочитать их и пересказать другим, те — третьим, и так до последней подгруппы.

Оказалось, что люди чаще всего выбирают и лучше запоминают городские легенды об отношениях (например, о девушке, которая обнаружила, что занималась виртуальным сексом со своим отцом). На втором месте — истории смешанного типа, где есть и отношения, и рассказ о реальной опасности: история о женщине, услышавшей за окном плач ребенка. Позвонив в полицию, она узнала, что так выманивает своих жертв маньяк-убийца. Чистые же «страшилки» оказались в самом конце списка.

Полученные результаты подтверждают теорию, согласно которой главные силы человеческого мозга в ходе эволюции были «брошены» не на выживание в природной среде, с ее хищниками, бурями, ядовитыми грибами и растениями, но на выстраивание отношений с другими людьми. Истории с «социальной» информацией дольше задерживаются в памяти человека — скорее всего, этот вывод касается не только городских легенд, но и фильмов, книг, сериалов.

.